Рассказ о путешествии по Испании в 2012 году во время которого мы посетили «Золотое побережье» Коста-Дорада, парк аттракционов «ПортАвентура», Барселону, Валенсию, Мадрид, Эскориал, Толедо, Сарагосу, «Дикое побережье» Коста-Брава, театр-музей Сальвадора Дали в Фигерасе, Жирону, побывали на концерте «Paradise Lost» в клубе «RazzMatazz», а также на стадионах «Камп Ноу» и «Сантьяго Бернабеу», включая футбольное
Эль Класико «Барселона» — «Реал»
Моя Испания 2012
книга путешествий
Пожалуй, наиболее известным архитектурным шедевром Валенсии является стоящий в самом ее сердце Кафедральный собор, служащий резиденцией архиепископа всего валенсийского автономного сообщества, благодаря чему его также называют La Seu, что можно перевести с каталонского, как «Епархиальный округ».
Более полное же наименование собора звучит, как Catedral de Santa Maria, т.е. Кафедральный собор Девы Марии.
Судьба места, на котором был возведен собор, повторяет историю многих испанских церквей: первоначально здесь находилось языческое римское святилище, перестроенное затем вестготами в христианский храм, который уже арабы преобразовали в мечеть. После того, как в 1238 году король Хайме I изгнал мавров из Валенсии, мечеть переоборудовали под проведение католических церемоний, и это сооружение просуществовало до 1262 года, в котором его разрушили с целью возвести на этом участке величественный Кафедральный собор. В том же году епископ Валенсии заложил в основание собора первый камень. План строительства разработал зодчий Арнау Видаль.
Основные работы по возведению собора проводились в период с XIII по XV в.в., благодаря чему в его облике преобладает готика, но так как собор впоследствии много раз перестраивался, он вобрал в себя смесь практически всех главных архитектурных направлений, которые здесь можно изучать словно по учебнику: сдержанный романский стиль, не слишком суровая средиземноморская готика, элегантное Возрождение, причудливое барокко, степенный неоклассицизм. Такой архитектурный калейдоскоп Ла Сеу, в котором проявилась религиозная и интеллектуальная деятельность местных христиан, возводит его в ранг архитектурного памятника мирового значения.
Для наглядной демонстрации победы в войне с исламскими завоевателями и установления католической веры на этой земле необходимо было построить собор как можно скорее. Поэтому первые сооружения не отличались особой изысканностью, были довольно скромными и аскетичными. Причиной этого являлось еще и то, что средства в постройку своей городской церкви вкладывала, в основном, валенсийская аристократия, а не король, который мог бы возвести более роскошный храм.
Камень для строительства собора доставляли по суше и по морю из испанских карьеров. Работы велись последовательно — в XIII веке была построена обходная галерея вокруг алтаря, содержащая, как и сейчас, 8 капелл. В тот же период был сооружен портал Пуэрта-де-ла-Альмойна (Пуэрта-дель-Палау), выполненный в романском стиле. Он находится в восточной части поперечного нефа и сохранился до нашего времени.
В первой половине XIV века было закончено сооружение западной секции поперечного нефа с порталом Пуэрта-де-лос-Апостолес. Видом этого готического входа ценители архитектуры также могут наслаждаться и в наши дни. В то же время завершилось возведение трех структурных сегментов главного и боковых нефов, и начались работы по возведению купола над пересечением главного нефа и трансепта.
В XIV и начале XV века были построены бывший зал церковной коллегии (сейчас там находится капелла Святого Грааля — Capilla del Santo Caliz) и башня Мигелете, которые изначально не были соединены с главным корпусом собора, что отлично иллюстрирует данная модель:
В середине XV века было принято решение удлинить нефы. Выполнение этой задачи поручили зодчим Пере Комте, известному также по строительству Шелковой биржи Валенсии, и Франсеску Бальдомару. Они возвели новые части собора, соединившие его с капитулярным залом и башней Мигелете, утвердив окончательные размеры храма актуальные и по сей день: 94 метра в длину и 54 метра в ширину (в районе поперечного нефа).
На протяжении XV и XVI столетий в период Возрождения внешний вид собора не претерпел практически никаких изменений, но зато внутренний интерьер был украшен многочисленными полотнами и скульптурами, а алтарная часть была расписана фресками.
В барочную эру в Валенсии трудился зодчий и скульптор из Германии Конрад Рудольф. В начале XVIII века он приступил к созданию главного входа в храм — барочного портала Пуэрта-де-лос-Йеррос. Из-за поражения войск австрийского эрцгерцога Карла в войне за испанское наследство, на стороне которого выступала Валенсия, немецкий мастер не смог завершить работы, и достраивали портал уже испанские зодчие — отец и сын из династии Вергара.
Во второй половине XVIII века, когда готика подвергалась гонениям как «варварский» стиль, собор был в значительной мере перестроен с тем, чтобы придать всему сооружению неоклассический вид. Во время работ, начатых под управлением зодчего Антони Форнеса в 1774 году, внешние и внутренние готические декорации храма были по большей части уничтожены или замаскированы: на кровлю уложили черепицу, декоративные башенки демонтировали, а готические элементы фасадов, в том числе витражи, попросту заштукатурили.
В 1931 году — тогда же, когда и Шелковой бирже Валенсии — собору было присвоено положение национального культурно-исторического памятника. В период испанской Гражданской войны храм серьезно пострадал от огня, достаточно большое количество декоративных элементов и произведений искусства были утрачены. Очень сильно были повреждены два органа, декорированные деревянными барельефами в стиле Возрождения. Отреставрировать их не удалось, но в отделке маленького органа, расположенного у алтаря, присутствуют элементы украшений его предшественников. Впрочем, вся внутренняя сборка этого музыкального инструмента уже новая. Также из-за пожара находившийся в центре собора хор в 1940 году разобрали и установили в алтарной части.
Во второй половине XX века было решено придать храму его изначальный готический вид, и в 1972 году стартовали реставрационные работы, направленные на удаление признаков неоклассицизма из интерьера и декораций собора, которые остались только в оформлении капелл, расположенных по периметру боковых стен и в обходной галерее, а также в декоративных рельефных элементах парусов купола.
В капелле Санто Калис Кафедрального собора Валенсии хранится одна из самых почитаемых святынь христианского мира — Святой Грааль. Это чаша, из которой, согласно преданию, на Тайной Вечере вкушал Иисус Христос, и в нее же собрал кровь, стекающую из ран распятого Христа, Иосиф Аримафейский.
Кроме того, в храме содержится большое количество живописных и скульптурных шедевров, включая великолепные алтарные фрески эпохи Возрождения (заново открытые и отреставрированные в 2004 году), а также художественные произведения мастеров раннего ренессанса.
Наружный осмотр собора мы осуществляли начиная с юго-восточного фасада против часовой стрелки.