^Наверх
foto1 foto2 foto3 foto4 foto5

Рассказ о путешествии по Испании в 2012 году во время которого мы посетили «Золотое побережье» Коста-​Дорада, парк аттракционов «ПортАвентура», Барселону, Валенсию, Мадрид, Эскориал, Толедо, Сарагосу, «Дикое побережье» Коста-​Брава, театр-​музей Сальвадора Дали в Фигерасе, Жирону, побывали на концерте «Par­adise Lost» в клубе «RazzMatazz», а также на стадионах «Камп Ноу» и «Сантьяго Бернабеу», включая футбольное
Эль Класико «Барселона» — «Реал»


Моя Испания 2012
книга путешествий

About My Spain…

My Spain 2012

Страна солнца, фламенко и футбола

Антонио Гауди

Биография Антонио Гауди

Антонио Гауди-​и-​Корнет появился на свет 25 июня 1852 года в маленьком каталонском городке Реус, расположенном рядом с Таррагоной. По другой версии, он родился в поселении Риудомс, находящемся в четырех километрах от Реуса, в деревенском доме своих родителей.

У родителей Гауди уже было четыре ребенка, и он стал пятым, самым младшим. Отец Франсеск Гауди-​и-​Серра занимался котельным делом, и по словам самого Гауди, как раз помогая отцу в его мастерской, он впервые испытал ощущение пространства. Двое его братьев умерли в младенческом возрасте, а в 1876 году не стало третьего брата. Вслед за ним умерла мать Антония Курнет-​и-​Бертран. В 1879 году скончалась и сестра, оставив на воспитание Гауди свою маленькую дочь. Гауди со своей племянницей и отцом втроем переехали в Барселону. Здесь в 1906 году умер его отец, а в 1912 — много болевшая племянница.

Гауди за всю свою жизнь ни разу не женился, и вообще, его считали человеком, который ненавидит и избегает женщин. С раннего возраста у него обнаружили ревматизм, мешавший участию в подвижных играх с остальными ребятами, но эта болезнь не являлась препятствием к продолжительным самостоятельным прогулкам, которые он полюбил навсегда. Вынужденная стесненность в движениях привела к повышенной созерцательной способности Гауди, распахнула перед ним двери в царство природы, ставшее для него основной сокровищницей, откуда он черпал свои идеи при разработке художественных и конструкторских проектов.

Для поступления в Провинциальную школу архитектуры Гауди в 70-​х годах XIX века приехал в Барселону, но ему пришлось еще 5 лет учиться на подготовительных курсах. В итоге, в школу он поступил и окончил ее в 1878 году. Во время обучения Гауди также выполнял чертежные работы для архитекторов Эмилио Сала и Франциско Вильяра, а также осваивал сопутствующие архитектурному делу ремесла в студии Эудалдо Пунти: работы по дереву, чеканку металлов, изготовление небольших металлических элементов и стеклянное ремесло.

В этот период, вплоть до 1882 года, Гауди тщетно принимал участие в различных конкурсах, изготавливая огромное количество небольших архитектурных форм (фонари, заборы и так далее), занимался проектированием мебели для своего жилища.

Как раз тогда Европа испытывала необыкновенный рост интереса к неоготике, и молодой Гауди с восхищением следил за работами и высказываниями корифеев неоготического стиля — писателя и архитектора из Франции Виолле-​ле-​Дюка (знаменитейшего в XIX веке специалиста по реставрации готических соборов, занимавшегося реставрацией Нотр-​Дам-​де-​Пари), а также искусствоведа и критика из Англии Джона Рескина. Возведенный ими в абсолют тезис «Декоративность — основа архитектуры» в полной мере отвечал личным размышлениям и идеям Гауди, чей творческий стиль со временем стал полностью отличаться от всего, существовавшего ранее, а архитектурные решения стали так же далеки от стандартных, как наука Лобачевского от классической евклидовой геометрии.

В начале творческого пути великого архитектора хорошо заметно воздействие барселонской архитектуры и испанского зодчего Марторела. Гауди возводит свои первые раннемодернистские творения, отличающиеся пышным декором, похожие друг на друга по стилю, словно близнецы: роскошный Каса Висенс в Барселоне, затейливый Эль Каприччо в Камильясе, ищущий компромисса с барокко Каса Кальвет в Барселоне.

Но в тот же период строится готическое, даже «фортификационное» сооружение — учебное заведение в Барселоне при монастыре Святой Терезы, появляется неосуществленный проект домов францисканской Миссии в Танжере, а также построенные в стиле неоготики в Кастилии и Леоне дворец епископа и Каса Ботинес.

Основополагающим моментом в жизни Гауди стало знакомство с Эусебио Гуэлем, который впоследствии стал его другом. Один из самых богатых людей Каталонии, крупнейший магнат текстильной промышленности, обладавший хорошим вкусом и чувством прекрасного, был в состоянии осуществить любое свое желание. Он открыл перед Гауди возможность полного самовыражения без необходимости задумываться о затратах, что является заветной мечтой для каждого деятеля искусств.

Для Гуэля и его семьи Гауди осуществляет несколько проектов: усадьба в Педральбесе рядом с Барселоной, винные погреба в Гаррафе, церковь Колонии Гуэль в Санта Колома де Сервельо, Дворец Гуэля и сказочный парк Гуэля в Барселоне.

В процессе творческого роста Гауди оставляет границы превалирующих архитектурных стилей, слившихся в эклектику XIX века, естественным образом основывая свою собственную криволинейную ни с чем не сравнимую технику, легко узнаваемую и по сей день.

Выполнение заказов для Гуэля перенесло Гауди на гребень волны, сделало его самым модным мастером в Барселоне, его услуги мог позволить себе далеко на каждый. Но для самых зажиточных и расточительных аристократов он возводит здания одно фантастичнее другого: Каса Мила — рождающаяся и расширяющаяся динамически подвижная живая материя; Каса Бальо — пластичная история победы над драконом, рассказанная и запечатленная в камне.

Самым главным шедевром Гауди является, несомненно, собор Святого Семейства (Sagrada Familia) в Барселоне. К постройке собора Гауди приступил еще в 1883 году и продолжал работу до самой своей смерти на протяжении 43 лет, но, к сожалению, не успел довести ее до конца. Собор окутан христианской символикой, которая обнаруживается в каждой детали декора, в естественной динамике и пластике поверхности, он пронизан изнутри водопадами солнечных лучей — подобную атмосферу было неподвластно создать даже готике. Но это волшебное творение было, как говорил сам Гауди, так же как и готические соборы, «делом трех поколений». Сам автор не мог и помыслить об окончании строительства при жизни. Но, несмотря на это, в соборе Саграда Фамилия сконцентрированы все творческие озарения Гауди, сюда и по сей день приезжают зодчие со всего света, чтобы поклониться гениальному архитектору и почерпнуть новые для себя идеи.

Истовый католик Гауди был прихожанином церкви Сант-​Фелип-​Нери и 7 июня 1926 года, как обычно, отправился туда на службу. Находясь в задумчивом состоянии он брел по улице Гран-​Виа, и не заметил трамвая, который сбил его между улицами Жирона и Байлен. 73-​летний Гауди потерял сознание, но извозчики не хотели везти в госпиталь обтрепанного, похожего на нищего, старика, не имевшего ни денег ни документов, полагая, что за поездку им никто не заплатит. В итоге Гауди привезли в лечебницу для бедных, где он получил только первичную помощь.

Нашел и опознал Гауди только на следующий день капеллан собора Святого Семейства Мосен Хиль Парес-​и-​Валасау. Но на тот момент состояние здоровья Гауди стало настолько критическим, что самые совершенные методики лечения и медикаменты не могли ему помочь. 10 июня 1926 года Антонио Гауди-​и-​Корнет скончался. Через два дня его похоронили в крипте его главного детища — собора Саграда Фамилия.

Любопытные факты из жизни Антонио Гауди

  • Детские годы Гауди провел на морском побережье. Первые воспоминания на тему архитектуры он сохранил на всю жизнь. Поэтому многие его сооружения похожи на песчаные замки.
  • Серьезное заболевание — ревматизм — не позволяло мальчику проводить время за активными играми с другими ребятами, он часто гулял один, подолгу разглядывая цветы, улиток, облака… Маленький Антонио хотел быть архитектором, но у него не было желания изобретать что-​то новое. Он мечтал возводить сооружения так же, как это делает природа, самыми подходящими декорациями считал море и небеса, а безупречными пластическими объектами — деревья и облака.
  • При словах педагога в школе, что именно крылья позволяют птицам летать, Антонио заметил, что и у куриц есть крылья, но при этом они не летают, хотя крылья помогают им быстрее бегать. При этом маленький Гауди добавил, что человеку тоже нужны крылья, но не всегда ему об этом известно.
  • Во время учебы Гауди на архитектурном семинаре Университета Барселоны, его научный руководитель не мог определиться, кем является его ученик — гением или безумцем.
  • Для дипломной работы Гауди предпочел спроектировать ворота кладбища. Но это была не просто входная группа — получившееся в итоге поистине крепостное сооружение стало разделяющим символом между царствами живых и мертвых. И все же главной идеей проекта являлась мысль, что вечный покой дается, как вознаграждение за благочестивую жизнь.
  • Гауди имел разные глаза: один плохо видел вдалеке, второй — вблизи, но архитектор не любил носить очки, говоря: «У греков очков не было».
  • «Это сумасшествие — стараться воспроизвести несуществующий объект», — так писал молодой Гауди в своем дневнике.
  • Гауди на дух не переносил закрытые и геометрически ровно выстроенные пространства, а стены прямо таки физически давили на него, он всегда чурался прямых линий, считая их творением человека, и, наоборот, круг, по его мнению, является Божественным объектом.
  • О соборе Саграда Фамилия Гауди говорил так: «…дематериализуются все углы, и вещество в изобилии появится в своих мистических округлостях: солнечные лучи пронижут все окружающее пространство и возникнет изображение райского сада… так, мой замок станет светлее света».
  • Чтобы не разделять помещение на отдельные области Гауди изобрел систему перекрытий, не имеющую опор. В то время никто не был в состоянии произвести такие сложные инженерные расчеты. Только через 100 лет программа НАСА, занимающаяся прокладкой траектории полета космических объектов, смогла повторить нечто подобное.
  • За идеал формы Гауди принимал куриное яйцо и в доказательство его уникальной естественной прочности некоторое время носил в своем кармане сырые яйца, служившие ему завтраком.
  • Знакомые замечали поразительную ловкость Гауди, например, способность прямо на лету ловить мух левой рукой.
  • Гауди являлся художником-​ремесленником в высочайшем понимании этого слова. Он создавал не только дома, но и затейливую мебель, замысловатые решетки для ворот, оград и перил. Свою уникальную способность представлять в своих мыслях и ощущать одновременно три измерения он объяснял семейными традициями: отец и дед были кузнецами, один дед по материнской линии — бондарных дел мастер, второй — моряк, то есть, все были «людьми пространства и формы».
  • Отец Гауди занимался работами по меди, что стало причиной любви мастера к художественной ковке и литью. Большое число своих уникальных творений Гауди изготовил собственноручно из кованого железа.
  • В молодом возрасте Гауди являлся рьяным противником церкви, но с годами стал истинным католиком. Заключительные годы жизни архитектор провел, уединившись ото всех, сконцентрировав все мысли и усилия на возведении своего величайшего творения собора Саграда Фамилия, ставшего квинтэссенцией не только творческого гения Гауди, но и его ревностной веры.
  • Антонио Гауди попал между двух трамваев 7 июня 1926 года. Существует легенда, что именно в тот день началось движение трамваев в Барселоне, но это не соответствует действительности.
  • В Каталонии, конечно, были хорошо знакомы с талантом Гауди, наброски его работ можно найти в путевом дневнике еще совсем юного Ле Корбюзье. Но фактически он был «открыт» только спустя 26 лет после смерти — в 1952 году прошла большая ретроспективная выставка его творений.
  • Католические верующие Испании неоднократно просили Папу Римского причислить Гауди к лику святых. Гениальный архитектор может стать самым «прогрессивным» святым в римской церкви, ведь собор Святого Семейства можно назвать неоготическим только по духу, требования церковных канонов лишь слегка угадываются в его очертаниях.

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий