Рассказ о путешествии по Испании в 2012 году во время которого мы посетили «Золотое побережье» Коста-Дорада, парк аттракционов «ПортАвентура», Барселону, Валенсию, Мадрид, Эскориал, Толедо, Сарагосу, «Дикое побережье» Коста-Брава, театр-музей Сальвадора Дали в Фигерасе, Жирону, побывали на концерте «Paradise Lost» в клубе «RazzMatazz», а также на стадионах «Камп Ноу» и «Сантьяго Бернабеу», включая футбольное
Эль Класико «Барселона» — «Реал»
Моя Испания 2012
книга путешествий
Антонио Гауди-и-Корнет появился на свет 25 июня 1852 года в маленьком каталонском городке Реус, расположенном рядом с Таррагоной. По другой версии, он родился в поселении Риудомс, находящемся в четырех километрах от Реуса, в деревенском доме своих родителей.
У родителей Гауди уже было четыре ребенка, и он стал пятым, самым младшим. Отец Франсеск Гауди-и-Серра занимался котельным делом, и по словам самого Гауди, как раз помогая отцу в его мастерской, он впервые испытал ощущение пространства. Двое его братьев умерли в младенческом возрасте, а в 1876 году не стало третьего брата. Вслед за ним умерла мать Антония Курнет-и-Бертран. В 1879 году скончалась и сестра, оставив на воспитание Гауди свою маленькую дочь. Гауди со своей племянницей и отцом втроем переехали в Барселону. Здесь в 1906 году умер его отец, а в 1912 — много болевшая племянница.
Гауди за всю свою жизнь ни разу не женился, и вообще, его считали человеком, который ненавидит и избегает женщин. С раннего возраста у него обнаружили ревматизм, мешавший участию в подвижных играх с остальными ребятами, но эта болезнь не являлась препятствием к продолжительным самостоятельным прогулкам, которые он полюбил навсегда. Вынужденная стесненность в движениях привела к повышенной созерцательной способности Гауди, распахнула перед ним двери в царство природы, ставшее для него основной сокровищницей, откуда он черпал свои идеи при разработке художественных и конструкторских проектов.
Для поступления в Провинциальную школу архитектуры Гауди в 70-х годах XIX века приехал в Барселону, но ему пришлось еще 5 лет учиться на подготовительных курсах. В итоге, в школу он поступил и окончил ее в 1878 году. Во время обучения Гауди также выполнял чертежные работы для архитекторов Эмилио Сала и Франциско Вильяра, а также осваивал сопутствующие архитектурному делу ремесла в студии Эудалдо Пунти: работы по дереву, чеканку металлов, изготовление небольших металлических элементов и стеклянное ремесло.
В этот период, вплоть до 1882 года, Гауди тщетно принимал участие в различных конкурсах, изготавливая огромное количество небольших архитектурных форм (фонари, заборы и так далее), занимался проектированием мебели для своего жилища.
Как раз тогда Европа испытывала необыкновенный рост интереса к неоготике, и молодой Гауди с восхищением следил за работами и высказываниями корифеев неоготического стиля — писателя и архитектора из Франции Виолле-ле-Дюка (знаменитейшего в XIX веке специалиста по реставрации готических соборов, занимавшегося реставрацией Нотр-Дам-де-Пари), а также искусствоведа и критика из Англии Джона Рескина. Возведенный ими в абсолют тезис «Декоративность — основа архитектуры» в полной мере отвечал личным размышлениям и идеям Гауди, чей творческий стиль со временем стал полностью отличаться от всего, существовавшего ранее, а архитектурные решения стали так же далеки от стандартных, как наука Лобачевского от классической евклидовой геометрии.
В начале творческого пути великого архитектора хорошо заметно воздействие барселонской архитектуры и испанского зодчего Марторела. Гауди возводит свои первые раннемодернистские творения, отличающиеся пышным декором, похожие друг на друга по стилю, словно близнецы: роскошный Каса Висенс в Барселоне, затейливый Эль Каприччо в Камильясе, ищущий компромисса с барокко Каса Кальвет в Барселоне.
Но в тот же период строится готическое, даже «фортификационное» сооружение — учебное заведение в Барселоне при монастыре Святой Терезы, появляется неосуществленный проект домов францисканской Миссии в Танжере, а также построенные в стиле неоготики в Кастилии и Леоне дворец епископа и Каса Ботинес.
Основополагающим моментом в жизни Гауди стало знакомство с Эусебио Гуэлем, который впоследствии стал его другом. Один из самых богатых людей Каталонии, крупнейший магнат текстильной промышленности, обладавший хорошим вкусом и чувством прекрасного, был в состоянии осуществить любое свое желание. Он открыл перед Гауди возможность полного самовыражения без необходимости задумываться о затратах, что является заветной мечтой для каждого деятеля искусств.
Для Гуэля и его семьи Гауди осуществляет несколько проектов: усадьба в Педральбесе рядом с Барселоной, винные погреба в Гаррафе, церковь Колонии Гуэль в Санта Колома де Сервельо, Дворец Гуэля и сказочный парк Гуэля в Барселоне.
В процессе творческого роста Гауди оставляет границы превалирующих архитектурных стилей, слившихся в эклектику XIX века, естественным образом основывая свою собственную криволинейную ни с чем не сравнимую технику, легко узнаваемую и по сей день.
Выполнение заказов для Гуэля перенесло Гауди на гребень волны, сделало его самым модным мастером в Барселоне, его услуги мог позволить себе далеко на каждый. Но для самых зажиточных и расточительных аристократов он возводит здания одно фантастичнее другого: Каса Мила — рождающаяся и расширяющаяся динамически подвижная живая материя; Каса Бальо — пластичная история победы над драконом, рассказанная и запечатленная в камне.
Самым главным шедевром Гауди является, несомненно, собор Святого Семейства (Sagrada Familia) в Барселоне. К постройке собора Гауди приступил еще в 1883 году и продолжал работу до самой своей смерти на протяжении 43 лет, но, к сожалению, не успел довести ее до конца. Собор окутан христианской символикой, которая обнаруживается в каждой детали декора, в естественной динамике и пластике поверхности, он пронизан изнутри водопадами солнечных лучей — подобную атмосферу было неподвластно создать даже готике. Но это волшебное творение было, как говорил сам Гауди, так же как и готические соборы, «делом трех поколений». Сам автор не мог и помыслить об окончании строительства при жизни. Но, несмотря на это, в соборе Саграда Фамилия сконцентрированы все творческие озарения Гауди, сюда и по сей день приезжают зодчие со всего света, чтобы поклониться гениальному архитектору и почерпнуть новые для себя идеи.
Истовый католик Гауди был прихожанином церкви Сант-Фелип-Нери и 7 июня 1926 года, как обычно, отправился туда на службу. Находясь в задумчивом состоянии он брел по улице Гран-Виа, и не заметил трамвая, который сбил его между улицами Жирона и Байлен. 73-летний Гауди потерял сознание, но извозчики не хотели везти в госпиталь обтрепанного, похожего на нищего, старика, не имевшего ни денег ни документов, полагая, что за поездку им никто не заплатит. В итоге Гауди привезли в лечебницу для бедных, где он получил только первичную помощь.
Нашел и опознал Гауди только на следующий день капеллан собора Святого Семейства Мосен Хиль Парес-и-Валасау. Но на тот момент состояние здоровья Гауди стало настолько критическим, что самые совершенные методики лечения и медикаменты не могли ему помочь. 10 июня 1926 года Антонио Гауди-и-Корнет скончался. Через два дня его похоронили в крипте его главного детища — собора Саграда Фамилия.