^Наверх
foto1 foto2 foto3 foto4 foto5

Рассказ о путешествии по Испании в 2012 году во время которого мы посетили «Золотое побережье» Коста-​Дорада, парк аттракционов «ПортАвентура», Барселону, Валенсию, Мадрид, Эскориал, Толедо, Сарагосу, «Дикое побережье» Коста-​Брава, театр-​музей Сальвадора Дали в Фигерасе, Жирону, побывали на концерте «Par­adise Lost» в клубе «RazzMatazz», а также на стадионах «Камп Ноу» и «Сантьяго Бернабеу», включая футбольное
Эль Класико «Барселона» — «Реал»


Моя Испания 2012
книга путешествий

About My Spain…

My Spain 2012

Страна солнца, фламенко и футбола

Шоу фламенко

Автобус Мартина был практически пустой, народа из нашей группы было совсем мало, хотя добавилось несколько сторонних туристов. Гидом был совсем молодой парень, от силы лет 20-​ти. Мы поехали на север Мадрида, разговаривая по дороге о чем угодно.

Естественно, мы с Лизой перевели беседу на Эль Класико. Оказалось, что Мартин сам из Жироны, что в 100 км к северу от Барселоны, и болеет он, соответственно, за Барсу, а супруга его болеет за Реал. Как они уживаются, мы так и не поняли. Про билеты нам спели все ту же песню, что купить их практически нереально.

Так за разговорами, мы по аллее Кастельяна, соединяющей центр города с его северными районами, доехали до стадиона «Сантьяго Бернабеу», который проплыл справа от нас. Про домашнюю арену «Реала» мы уже узнали у Марины, что станции «Principe Pio» и «San­ti­ago Bern­abeu» находятся на одной ветке метро, темно-​синей, похожей по цвету на нашу Арбатско-​Покровскую. Сходить на стадион и в музей «Реала» очень хотелось, главное было выкроить время в плотном графике экскурсионных мероприятий.

Гид рассказал нам, что королевский клуб, согласно своей августейшей родословной, совсем не занимается зарабатыванием денег. Но их спонсирует король, отсюда и Криштиану, и Моуринью, и другие звезды. А король, конечно, живет на иждивении государства, то есть налоги идут в том числе и на обеспечение монархии. Поэтому «Реал» в стране очень сильно недолюбливают все, не только каталонцы.

Дорога заняла где-​то 2025 минут, мы вышли из автобуса, прошли метров 200 и оказались возле ресторана, где нас ждало шоу фламенко. Между строк рассказа гида о мероприятии мы поняли, что хороших мест на всех не хватит, поэтому постарались быть в начале группы, чтобы занять столик поближе к сцене. Так, в принципе, и получилось, я сел в первый «ряд» перед сценой, но обзор мне закрывала женщина из нашей группы, сидящая напротив. Ей бы пришлось смотреть шоу вполоборота, поэтому я попросил ее поменяться местами — и ей удобнее, и мне сцену никто не закрывает. Она любезно согласилась.

На столе стояли халявные чипсы, всем должны были принести по бесплатному напитку. Я выбрал херес, так как раньше его не пробовал. Но он мне ужасно не понравился, показалось, что это крепленый портвейн, наподобие нашего «777», в простонаречии «Три топора», только белый. Может, конечно, они в этом ресторане и не самые элитные напитки забесплатно разливают, но тот конкретно был бякой.

В общем, я повернулся на стуле боком, положил правую руку с камерой на спинку стула и приготовился к операторской работе. Стены по периметру деревянной сцены были украшены изразцами. В центре находился выступ, служащий то ли несущей колонной, то ли коробом для вентиляции. Сзади над сценой находилась галерея с перилами.

Справа от выступа на четырех стульях сидели вокалисты, число которых менялось от 2-​ух до 3-​х и скрипач. По центру стоял стул, на который иногда присаживался один из танцоров, пока другой продолжал выступление. Слева выбивал ритм музыкант, играющий на перкуссионном ящике — кахоне, рядом с ним импровизировал гитарист. За ними иногда вставали «бэк-​вокалисты», чью роль исполняли не занятые в данный момент танцоры. Все певцы одновременно отбивали ритм в ладоши и каблуками.

Фламенко

Фламенко — национальный танцевально-​музыкальный стиль, зародившийся на юге Испании в провинции Андалусия. Всего существует более пятидесяти различных его направлений.

Представление объединяет в себе музыку, танцы и пение под аккомпанемент, как правило, гитар и ударных инструментов. Все действо сопровождается ритмичными похлопываниями в ладоши, а зачастую и треском кастаньет.

Корни фламенко восходят к арабским музыкальным традициям. Большое влияние на него оказала и цыганская культура, представителей которой многие специалисты считают подлинными основоположниками стиля.

В XV столетии из разваливающейся византийской империи на юг Испании в Андалусию хлынули цыгане, где они, по своему обыкновению, начали вливаться в окружающую музыкальную среду, параллельно впитывая и переосмысляя арабские, еврейские и испанские традиции. Таким образом эти стили переплавились в горниле цыганской, а затем и испанской культуры, в результате чего появилось новое неповторимое направление, получившее название фламенко.

На протяжении длительного периода времени формирование фламенко происходило в замкнутой среде, так как цыгане жили отдельно ото всех, и это искусство считалось «закрытым». Но концовка XVIII столетия ознаменовалась прекращением преследования цыган, благодаря чему фламенко вышло на свободу и стало появляться на сценах трактиров, а с 1842 года и на подмостках появившихся тогда артистических кафе (кантанте). Период со второй половины XIX по начало XX века считается золотой эрой фламенко.

В конце XX столетия в музыку фламенко вливаются свежие потоки кубинских напевов и джазовых композиций, а танцы пополняются целым набором балетных элементов. Самым знаменитым исполнителем фламенко того времени является Хоакин Кортес, ожививший пластическую и гармоническую составляющие фламенко, сорвавший путы закостенелых шаблонов, привнесший в танец новое понимание и небывалую ранее экспрессию.

Преобразовать настоящую музыку фламенко в ноты непросто, ведь она представляет из себя совместный экспромт гитариста, вокалиста и танцовщика, каждый из которых ведет свою неповторимую партию, одновременно подстраиваясь под общий ритм. Поэтому записать все специфические приемы довольно затруднительно, и искусство фламенко познается обычно в школах мастеров, лично передающих свой опыт ученикам.

Одним из важнейших элементов зрительного воздействия фламенко на зрителя являются одежды байлаоров, т.е. танцоров и танцовщиц. Женщины обычно наряжаются в длинные разноцветные платья в горошек, именуемые бата-​де-​кола, с декоративными складками и оборками. Образцом для них послужили народные цыганские костюмы. Танцовщицы используют подол платья, как один из аксессуаров, грациозно играя с ним во время представления.

Характерной деталью наряда байлаоры является также шаль с удлиненной бахромой, которую танцовщица то заворачивает вокруг талии, подчеркивая изящные линии фигуры, то накидывает на плечи, словно прекрасная встревоженная птица. Часто танцовщицы используют еще один традиционный элемент — широкий веер.

Байлаоры-​мужчины одевают брюки темного цвета и белую рубашку со свободными рукавами, дополняемые широким поясом. Порой нижние концы рубашки завязывают в узел на животе. Иногда танцовщики поверх рубашки надевают еще небольшую жилетку (чалеко).

Считается, что неотъемлемым атрибутом фламенко являются кастаньеты, но приверженцы оригинального стиля не приветствуют их использование, так как они сужают диапазон эффектных и чувственных движений кистей рук. Поэтому в большинстве случаев ритм поддерживается стуком каблуков (сапатеадо), щелканьем пальцев (питос) и хлопаньем в ладоши (пальмас).

Но неукоснительное соблюдение традиций фламенко имеет как плюсы, так и минусы. Точное следование классическим установкам затрудняет более глубокое постижение этого явления. Составляющие фламенко — танцы, музыку и вокал — можно сравнить с живым существом, которому для продолжения собственного существования необходимо постоянно развиваться.

И все-​таки, рядом с непрерывно движущимся вперед и открывающим новые горизонты фламенко, соседствует наука «фламенкология», которая изучает его корни, пытается воссоздать оригинальный стиль, классические приемы и традиции. Начальный импульс этому исследовательскому направлению задал Гонсалес Климент, который в 1955 году выпустил книгу с одноименным названием.

Таким образом, сейчас можно назвать две основные партии любителей и исполнителей фламенко — выступающих за чистоту и незыблемость классических устоев, и сторонников свежих мелодий и танцевальных элементов.

В ноябре 2010 года фламенко было включено в список объектов и явлений Всемирного Наследия ЮНЕСКО.

Первыми на помост вышли двое молодых танцоров, которых мы окрестили Рауль и Пуйоль. Рауль был пониже ростом с зализанными назад волосами, а Пуйоль повыше, но с длинной кудрявой прической, и лицом действительно напоминал легендарного защитника и капитана «Барселоны».

Шоу фламенко

Я сидел в полуметре от сцены, мое лицо оказалось на уровне деревянных подмостков, поэтому каблуки танцоров стучали прямо перед моими глазами. Я видел, как прогибаются доски сцены, ощущал запах кожи ботинок. Постепенное нарастание экспрессии исполнителей завораживало, усиливающийся ритм каблуков вводил в транс. Заунывные напевы солиста словно обволакивали, призывали к медитации, но внезапно их взрезали бешеные ритмы чечетки и пощелкиваний пальцами. Танцоры находились то как-​будто в замедленном повторе, то на ускоренной перемотке. Завершалось все действо поистине неистовым по ритму и энергии танцем.

Возникало ощущение, что танцор сам не знает, какое па, какое движение исполнит в следующий момент, поражали глаза гитариста внимательнейшим образом следящие за исполнителем, чтобы поймать его ритм, подстроиться под него, уловить продолжение. Остальные музыканты, скрипач и перкуссионист, по-​видимому, также являлись ведомыми в этой импровизации, которую задавал танцор фламенко.

Следующей выступала женщина лет сорока. В белом жакете и юбке с черно-​белым узором. Она зажгла уже вовсе не по детски. Ее мимика, движения, изгибы тела, полеты рук, ритм каблуков поражали воображение, танец заставлял замереть и смотреть не отрываясь, затаив дыхание.

Шоу фламенко

Что танцоры хотят передать своим танцем? Не знаю. Но это бешеный выплеск энергии. После него они все уходили со сцены с мокрыми лицами, капли пота с волос летели на близсидящих зрителей. Это может быть танец ярости, танец страсти, танец любви, скорее всего — это танец всего сразу, всех сильнейших эмоций и чувств, которые может переживать человек, многократно усиленных, учитывая, что исполняют его жгучие и знойные обитатели горячей испанской земли.

Конечно, фламенко сейчас очень популярен во всем мире, в других странах и городах есть множество школ. Но русскому человеку, например, танцевать фламенко, на мой взгляд, это все равно, что испанцу плясать под калинку-​малинку. С другой стороны, это, наверное, очень полезно. Придешь так после работы в школу танцев. Начальник достал, отчетами завалили, клиенты — зануды, поставщики — жмоты, коллеги — лентяи. Дашь чечетку минут на 15, втопчешь в помост все свое раздражение, выместишь в полете рук все свои эмоции, и словно заново родился. Впрочем, это касается любого хобби, главное — найти и любить свои занятия, не относящиеся к основной рабочей деятельности.

После женщины еще раз выходили Рауль и Пуйоль. Потом на сцену вынесли три стула, и, то садясь на них, то кружась вокруг, танцевали сразу три женщины в красно-​черных нарядах с кастаньетами в руках.

Шоу фламенко

Шоу фламенко

Шоу фламенко

Завершилось действо выходом на сцену всех исполнителей с танцами соло и в парах, — они словно бы соревновались между собой. Все музыканты вставали, образуя полукруг вокруг танцоров, пели, хлопая в ладоши, и играли на своих инструментах.

Шоу фламенко

Шоу фламенко

Шоу фламенко

Под конец на сцену вышла довольно упитанная женщина в джинсах и уггах, которая сначала спела, а потом и сплясала фламенко. Скорее всего, это была руководительница ансамбля, или владелица ресторана.

Шоу фламенко

Назад автобус вез друг Мартина, который, как мы поняли, проходил обучение на водителя экскурсионных туров. Мартин таким образом получил возможность расслабиться на шоу и немного выпить. Мы все дружно попросили Мартина станцевать фламенко, что он с большим удовольствием и исполнил в проходе автобуса.

Похоже, практически все испанцы чтут свои традиции, большинство представителей этой нации хоть немного да станцует фламенко. Очень патриотичный народ. Конечно, страна имеет националистически настроенные регионы: страна Басков, Каталония. Но там свои патриоты.

Мы снова проехали мимо «Сантьяго Бернабеу», и скоро показался наш отель. Подходил к концу день, вместивший в себя исторический и футуристический лики Валенсии, фабрику «Lladro», занимающуюся выпуском фарфоровых произведений искусства, и огненное шоу фламенко в Мадриде, который нам только предстояло осмотреть.

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий