Площадь Placa del Mercat, на которой расположен главный рынок Валенсии, является настоящим украшением города, ведь ее, словно драгоценные камни диадему, обрамляют потрясающие здания, выполненные в различных стилях и в разные времена.
Шелковая биржа — XV век, поздняя готика; церковь Святого Иоанна — XVII век, барокко; Центральный рынок — XX век, модерн.
Название площади переводится, как «Рыночная», что свидетельствует о том, что на этом месте с давних пор велась оживленная торговля. Уже со времен средневековья с раннего утра здесь под открытым небом собирались продавцы различных товаров со своими раскладными повозками, преобразовывая их в импровизированные павильончики, и развешивали вдоль прилавков гирлянды с хамоном или расставляли корзины со свежепойманной рыбой, овощами и фруктами. Рынок работал на протяжении светового дня, ведь с наступлением сумерек торговцам приходилось завершать работу. В 1839 году под рынок специально отвели здание, разместившееся на месте, где ранее находился монастырь Святой Магдалины.
На самом деле, то сооружение можно было назвать «зданием» с большой натяжкой, т.к. оно представляло собой обычную галерею, оставляя торговые ряды открытыми. К концу XIX века стало очевидным, что существующее помещение уже не отвечает выросшим требованиям по чистоте и размеру занимаемой площади. Было принято решение построить новое крытое вместительное здание рынка, благодаря чему Валенсия получила одну из главных своих достопримечательностей в стиле модерн, которую стремятся посетить почти все туристы, прибывающие в город.
Помимо эстетического наслаждения от модернистской архитектуры здания посетители могут получить и замечательные гастрономические ощущения в аутентичной обстановке настоящего приморского испанского рынка. Почти тысяча торговых точек пестрят разнообразными красками и источают соблазнительные запахи, предлагая огромный выбор рыбы, морепродуктов, хамонов, приправ, фруктов, овощей, орехов, вина.
А изрядно набив свою хозяйственную сумку, можно перекусить прямо «не отходя от кассы» в одном из многочисленных тапас-баров, ресторанчиков и кафе, расположенных как на самом рынке, так и рядом с ним.
Строительство рынка было завершено в 1928 году, хотя конкурс на его возведение администрация Валенсии провела еще в 1910 году. Победителями стали два каталонских зодчих, воспитанники и ассистенты знаменитого Луиса Доменек-и-Монтанера, построившего, в частности, дом Лео Морера и «Замок трех драконов» в Барселоне, — Александр Солер-и-Марк и Франсеск Гуардиа-и-Виаль, закончившие барселонскую архитектурную школу. Неповоротливость чиновничьего аппарата привела к тому, что работы по возведению здания были начаты только в 1914 году, а после ряда споров и переделок проекта в 1919 году руководство строительством передали Энрику Виедма-и-Видалю.
Торжественную церемонию открытия Центрального рынка Валенсии в 1928 году посетил король Испании Альфонсо XIII. Монарх не мог пропустить такого события, ведь рынок, общей площадью свыше восьми тысяч квадратных метров, стал крупнейшим в Испании и одним из самых вместительных во всей Европе. Сооружение имеет форму четырнадцатистороннего многоугольника, повторяя контуры городской застройки, которая была значительно прорежена ради возведения этого здания — снести пришлось порядка сорока домов.
Широкая лестница ведет к трем овальным аркам главного входа на рынок. Арки обрамляют каменные колонны с необычными стальными козырьками, подвешенными на причудливых кронштейнах. Нижняя часть наружных стен выложена сине-бело-бежевой плиткой, и навевает воспоминания о небесно-лазурной португальской азулежуш.
Наверху главного фасада расположены окна, в которые установлены витражи, закрытые стальными прутьями-жалюзи. Пространство над ними также покрыто плиткой с изящными узорами.
Помещение рынка разделено на два главных сектора: рыбный и плодово-овощной. В первом торговцы предлагают местные дары моря, а во втором — овощи и фрукты с валенсийской долины, а также другие продукты.
Внутренние и внешние детали помещения этого громадного «торгового музея» богато декорированы камнем, плиткой, сталью, разноцветным стеклом, которое наиболее выигрышно выглядит в витражах, разукрашенных в золотисто-красные цвета герба Валенсии. Над центром «овощно-фруктовой» зоны возвышается обширный тридцатиметровый купол, который венчает систему металлических кровельных перекрытий, а над рыбными торговыми рядами возведен другой купол — поменьше. Внутренняя поверхность куполов выложена плиткой, в них проделаны большие окна, обеспечивающие прекрасное освещение эффектного убранства рынка.
Сложная стальная структура кровли, которую подпирают прямые металлические колонны, придает всему помещению эффект воздушности и широкого пространства. Стальная конструкция перекрытий крыши вызывает ассоциации с другими валенсийскими зданиями, построенными в начале XX века, — рынком Колон и Северным вокзалом.
На стены рынка практически не распространяется нагрузка, они служат всего лишь для ограничения территории и выполняют декоративную функцию. Снизу они выложены красивой плиткой местного производства, которая обеспечивает яркий контраст со стальными «промышленными» конструкциями перекрытий, возводя здание рынка в ранг знакового образца модернистского зодчества Валенсии.
Интерес представляют также два флюгера, размещенные над куполами рынка: зеленый попугай над королевской короной на главном куполе и меч-рыба на куполе «рыбного» сектора.
Флюгер главного купола, получивший прозвище «рыночного попугая», является одной из самых известных деталей здания.
Попугай, по общему расхожему мнению, символизирует слухи и праздные разговоры, которые обычно ведут, как покупатели, так и сами торговцы на любом рынке. Кроме того, попугай является неким противопоставлением флюгеру, установленному наверху центральной башни расположенной рядом церкви Святого Иоанна, который местные жители окрестили «воробушком Святого Иоанна». В действительности же, флюгер выполнен в виде орла, несущего в клюве чернильницу, — символа Иоанна Богослова.
Орел олицетворяет собой духовную составляющую, а крикливый попугай — суетную земную, и в образе этих птиц земля и небо продолжают извечный диалог.
В темпе вальса мы прошлись по рынку, зоркий туристический взгляд отмечал обилие съестного: висящие хамоны с черными и обычными копытами, разложенные на прилавках фрукты, связки бананов, горы грецких орехов.
Сам рынок изнутри совершенно не напоминал картинку, возникающую в сознании при упоминании этого слова. Величественный купол, цветные витражи, практически стерильная чистота, такое сочетание обычно встречается в храмах. Но стальные колонны, металлические фермы на потолке, жалюзи на окнах под витражами и, особенно, огромные пролеты между колоннами, ощущение пространства, придают рынку, скорее, схожесть с вокзалом, возникает ощущение, что сюда должен заехать поезд, и не один. Что-то есть под этим куполом, напоминающее о крытой галерее нашего Киевского вокзала.
Вообще, сооружения Валенсии судя по своему внешнему виду могли оказаться чем угодно: вокзал — рынком (сколько там апельсинов свисает со стен и колонн), рынок — вокзалом, почтамт — мэрией и наоборот, благо стоят друг напротив друга. Но зная аллегорические значения скульптур, барельефов, знаков и эмблем, установленных на фасадах и шпилях этих зданий, обмануться сложно. Чего стоят только крылатые почтальоны с молниями в руках. Просто раздолье для Роберта Лэнгдона, а учитывая, что Святой Грааль находится именно в Валенсии, можно предположить, что действие «Кода да Винчи 2″ пройдет именно здесь.
Рядом с рынком обнаружились продавцы сковородок для паэльи. Размеры этой посуды поражают — самая маленькая имела диаметр сантиметров 35, а самая большая — 60 – 70 см. Сковороды плоские с небольшими бортиками, имеют 2 ручки, они то и называются «паэйа», подарив свое название национальному валенсийскому блюду, так как сами испанцы считают паэлью принадлежностью исключительно Валенсии. Здесь продавались и газовые горелки-конфорки, работающие на сжиженном газе, тоже различных размеров для всех моделей сковородок.
Тут же неподалеку находится церковь Сантос Хуанес, на шпиле которой установлен «воробушек». Как и большинство остальных местных церквей, она была построена на месте мечети, которая стояла с середины XIII века.
Сантос Хуанес — самая старинная в Валенсии, она была возведена в XIV веке в готическом стиле, но в середине XVI века вследствие пожара большая часть здания была разрушена. Затем ее полностью восстановили, причем фасад, выходящий на Центральный рынок, удалось сохранить в первоначальном виде. Архитектор Якопо Бертези выполнил скульптурную композицию с изображением Девы Марии, украшающую центральную часть фасада. Над скульптурой располагается красивая башенка с часами, которую венчает флюгер-орел. Оставшуюся часть церкви восстановили по большей части в стиле барокко.
Венчает треугольник достопримечательностей, расположенных в самом центре исторической части города, Шелковая биржа. Кстати, мы с Лизой гуляли в этом районе вечером 30.09, когда искали Кафедральный собор.
Биржа расположена с другой стороны улицы Plaza Mercado относительно рынка и церкви Сантос Хуанес.