Главный портал «Железные врата»

К башне Мигелете вплотную примыкает южный портал Кафедрального собора Валенсии, названный Железные врата (Пуэрта-​де-​лос-​Йеррос) благодаря железной решетке, огораживающей вход. Этот величественный портал выполняет функцию главного входа и является самым молодым в соборе.

Главный портал "Железные врата"

Его возведение началось в 1703 году под руководством Конрада Рудольфа, зодчего из Германии, которому пришлось покинуть город после того, как армия австрийского эрцгерцога Карла, на чью сторону встала Валенсия, потерпела фиаско в войне за испанское наследство. После некоторого перерыва строительство было возобновлено, заканчивать работы доверили испанским архитекторам — отцу и сыну Франсиско и Игнасио Вергара, а также их помощникам, и в 1713 году портал был завершен. В его оформлении преобладает итальянское барокко, нетипичное для этого региона Испании, где на рубеже XVII-​XVIII веков преобладал стиль чурригереско.

Портал оформлен в виде громадного трехъярусного выгнутого внутрь алтаря высотой тридцать шесть метров. На нижнем ярусе входную дверь с двух сторон обрамляют по три декорированные барельефами колонны с коринфскими капителями. Две колонны стоят вместе, а третья, ближняя ко входу — отдельно. Во внушительных нишах между ними установлены скульптуры святых.

Главный портал "Железные врата"

Главный портал "Железные врата"

Непосредственно над дверью установлен поддерживаемый ангелами барельеф, изображающий вензель с изящно переплетенными литерами «АМ», первыми буквами в названии католической молитвы «Ave Maria» — «Радуйся, Мария». Композицию венчает корона славы.

В центре второго яруса расположено овальное окно, с боков которого установлены по две схожие с нижними колонны, перед которыми находятся скульптуры святых. Между колоннами можно увидеть круглые барельефы с бюстами двух Римских пап, выходцев из Валенсии — Каликста III и Александра VI. Под барельефами располагаются аллегорические скульптурные изображения четырех основных христианских добродетелей.

Главный портал "Железные врата"

Главное место на третьем ярусе портала отведено рельефному изображению сцены Успения Девы Марии, выше которого, на аттике, находится изображение голубя, являющегося олицетворением Святого Духа. По краям карниза расположены фигуры двух святых.

На самом верху портала над разделенным фронтоном высится установленный на бронзовом шаре крест, охраняемый скульптурами двух ангелов.

При входе в собор через Железные врата открывается вид прямо на алтарь, к нему ведет центральный неф.