Мы проехали еще немного на юго-восток к побережью и порту Барселоны и выехали на Угольную площадь. На ней расположены причудливые скульптуры в виде взмывающих ввысь металлических овалов, сильно напоминающих пересекающиеся в перспективе конструкции «Shambala» и «Dragon Khan» в ПортАвентура.
Раньше на этой площади, вроде как, сваливали уголь для пароходов. От площади в море выдается пирс, на котором расположен Всемирный Торговый центр.
Placa de la Carbonera, то есть Угольную площадь, и Placa del Portal de la Pau, то бишь площадь Ворота Мира, соединяет улица Passeig de Josep Carner, вдоль которой, с обратной от моря стороны, расположен Морской музей Барселоны, открытие которого было приурочено к началу… угадываем с трех раз… ну конечно Всемирной выставки 1929 года. Музей разместили в здании бывших верфей. Экспозиция включает историю мореходства Каталонии и Испании от простых рыбацких лодок до грандиозных парусников, от первых пароходиков до новейших круизных лайнеров. Гордостью коллекции является копия королевской парусной галеры конца XVI века длиной 60 метров и шириной 22 метра.
По улице Passeig de Josep Carner мы доехали до площади Ворота Мира с памятником Колумбу. В 1493 году, когда Колумб вернулся из своей Индии, оказавшейся впоследствии Америкой, Фердинанд и Изабелла приняли его именно в Барселоне. Но установку памятника, естественно, приурочили к всемирной выставке 1888 года. Сама колонна с памятником наверху сильно напоминает колонну Нельсона на Трафальгарской площади в Лондоне. Дополняют сходство статуи львов, расположенные по кругу и символизирующие силу и величие испанской короны.
Покрутившись по этим двум площадям, мы по проспекту Passeig de Colom, проходящему вдоль побережья, направились на северо-восток, к парку Цитадели. Справа по нашему движению, рядом с морем, находится пешеходная зона Moll de la Fusta («Деревянный мол»), где к Олимпиаде 1992 года построили множество павильончиков без стен, только с крышей на колоннах. В них размещались кафе и бары, где отдыхали многочисленные спортивные болельщики. После Олимпиады все эти постройки снесли, и только одна настолько понравилась всем, что ее сохранили. Это «скульптура» гигантской веселой креветки у ресторана «Гамбринус», архитектора Хавьера Марискаля.
Слева от Passeig de Colom расположено здание Главной Комендатуры порта, с испанским, а не каталонским, флагом на крыше.
В конце бульвара Колумба находится площадь Антонио Лопеса, где установлена впечатляющая 15-метровая скульптура «Лицо Барселоны».
Слева по нашему движению на площади Антонио Лопеса стоит красивое здание Почты и Центрального телеграфа Барселоны с башенками разной высоты и испанским гербом посередине, построенное в 1927 году. Как мы потом сможем убедиться, главпочтамты в Испании во всех городах являют собой произведение искусства.
После площади Антонио Лопеса мы проехали дальше по побережью и повернули налево, вверх от моря, к парку Цитадели.
Парк Цитадели
После завершения войны за испанское наследство, длительность которой составила 13 лет, Филипп V Бурбон в 1714 году захватил Барселону. Но мятежный город удержать в своих руках было непросто, поэтому король издал указ о возведении в самом центре Барселоны крепости, артиллерийские орудия которой смотрели бы на жилые районы бедняков.
Чтобы освободить место для постройки крепости разрушили много жилых кварталов, а средства на постройку черпали благодаря введению особого налога — El Cadestre. Поэтому, получившаяся одной из самых крупных в Европе, крепость Цитадель все время являлась для каталонцев печальным напоминанием о военном поражении и потере национальной самоидентификации.
Огромная крепость, занимавшая пространство, по размерам превосходящее две трети площади Старого города Барселоны, являлась опостылевшим знаком оккупантской власти, но снести Цитадель разрешили только в 1869 году, с оговоркой, что на этом месте будет обустроен городской парк. В настоящее время от старого фортификационного сооружения осталось немного зданий, в числе которых Арсенал, где сейчас располагается резиденция каталонского Парламента.
На конкурсе проектов будущего парка Цитадели победил архитектор Фонсере, который взял себе в помощники группу молодых талантливых мастеров, включая двух будущих модернистских гигантов Каталонии — Антонио Гауди, недавно закончившего архитектурную школу и получившего диплом, а также Луиса Доменек-и-Монтанера. Рука Гауди явственно чувствуется в самом значительном элементе парка, огромном фонтане Каскад (Cascada), с его фантастической барочной архитектурой и находящимся внутри гротом. Возможно Гауди был также причастен к дизайну решетки с шипами, находящейся на входе в Цитадель со стороны Avinguda del Marquès de l’Argentera.
Парк Цитадели был избран основным местом проведения Всемирной выставки 1888 года, давшей такой же сильный толчок для развития Барселоны, как Всемирная выставка 1929 года и летние Олимпийские игры 1992 года. Для выставки было построено множество сооружений, но главными из них стали Триумфальная арка, находящаяся на входе в парк со стороны Passeig de Lluis Companys, а также помещение ресторана работы Луиса Думенек-и-Монтанера, получившее прозвище «Замок трех драконов», являющееся предтечей всего модернизма в Каталонии.
Для обустройства зоопарка на территории Цитадели, парк вновь реорганизовали в 1892 году.
А в «Замке трех драконов» с 1920 года размещается Зоологический музей. Также на территории парка находится бывший павильон выставки, а ныне огромная стеклянная оранжерея, где выращиваются различные экзотические растения, которые не могут расти в естественных условиях климата Барселоны. В еще одном здании классического стиля расположены Геологический музей и дендрарий.
В общем, парк Цитадели — это рай для биологов и ботаников: зоопарк, зоомузей, экзотический ботанический сад и дендрарий в одном флаконе.
Так как мы направлялись снизу от моря вверх в город, то проезжали парк с тыльной стороны по направлению к парадному входу, коим является Триумфальная арка. От арки к парку ведет бульвар Льюис Компаньис, по которому мы и ехали.
Сразу же после того, как разнеслась весть о том, что Барселона станет хозяйкой Всемирной выставки 1888 года, к властям города обратился некий французский архитектор по имени Гюстав Эйфель. Он предложил возвести металлическую башню в качестве парадного входа выставки. Но местные чиновники, обсудив проект, вынесли резолюцию, что подобное странное и дорогое сооружение никоим образом не украсит вид Барселоны, и приняли решение соорудить стандартную Триумфальную арку. Архитектором стал Жозеп Виласека, который построил арку в стиле мудехар из красного кирпича, и украсил ее гербами Испании и автономных областей страны.
Другими украшениями арки являются с одной стороны — скульптура «Барселона приветствует нации», а с другой — скульптура «Вознаграждение», архитектора Джозефа Лемона. С двух сторон арки находятся скульптурные композиции, олицетворяющие промышленность и сельское хозяйство, а также искусство и торговлю. Похожее сооружение можно встретить на входе в наш ВВЦ.
А Эйфель получил разрешение на постройку своей башни к парижской Всемирной выставке 1889 года. С тех пор она там и стоит, являясь всемирной достопримечательностью.
После парка Цитадели мы проехались вдоль Готического квартала, снова, как и вчера из окна автобуса, увидели краешек Кафедрального собора, и затем окончательно покинули прибрежную зону и район Старого Города.
Объехав загруженный бульвар La Rambla, мы приехали на площадь Каталонии, которую Рамбла, как раз, и соединяет с площадью Врата Мира, где установлена Колонна Колумба.
Площадь Каталонии, Рамблу, Готический квартал, главпочтамт, «Лицо Барселоны», креветку и Колумба мы с Лизой посмотрели 07.10 уже не из автобуса, а в рамках нашего собственного маршрута.