Ворота Мира. Парк Цитадели

Мы проехали еще немного на юго-​восток к побережью и порту Барселоны и выехали на Угольную площадь. На ней расположены причудливые скульптуры в виде взмывающих ввысь металлических овалов, сильно напоминающих пересекающиеся в перспективе конструкции «Sham­bala» и «Dragon Khan» в ПортАвентура.

Угольная площадь

Раньше на этой площади, вроде как, сваливали уголь для пароходов. От площади в море выдается пирс, на котором расположен Всемирный Торговый центр.

Placa de la Car­bon­era, то есть Угольную площадь, и Placa del Por­tal de la Pau, то бишь площадь Ворота Мира, соединяет улица Pas­seig de Josep Carner, вдоль которой, с обратной от моря стороны, расположен Морской музей Барселоны, открытие которого было приурочено к началу… угадываем с трех раз… ну конечно Всемирной выставки 1929 года. Музей разместили в здании бывших верфей. Экспозиция включает историю мореходства Каталонии и Испании от простых рыбацких лодок до грандиозных парусников, от первых пароходиков до новейших круизных лайнеров. Гордостью коллекции является копия королевской парусной галеры конца XVI века длиной 60 метров и шириной 22 метра.

По улице Pas­seig de Josep Carner мы доехали до площади Ворота Мира с памятником Колумбу. В 1493 году, когда Колумб вернулся из своей Индии, оказавшейся впоследствии Америкой, Фердинанд и Изабелла приняли его именно в Барселоне. Но установку памятника, естественно, приурочили к всемирной выставке 1888 года. Сама колонна с памятником наверху сильно напоминает колонну Нельсона на Трафальгарской площади в Лондоне. Дополняют сходство статуи львов, расположенные по кругу и символизирующие силу и величие испанской короны.

Площадь Ворота Мира

Покрутившись по этим двум площадям, мы по проспекту Pas­seig de Colom, проходящему вдоль побережья, направились на северо-​восток, к парку Цитадели. Справа по нашему движению, рядом с морем, находится пешеходная зона Moll de la Fusta («Деревянный мол»), где к Олимпиаде 1992 года построили множество павильончиков без стен, только с крышей на колоннах. В них размещались кафе и бары, где отдыхали многочисленные спортивные болельщики. После Олимпиады все эти постройки снесли, и только одна настолько понравилась всем, что ее сохранили. Это «скульптура» гигантской веселой креветки у ресторана «Гамбринус», архитектора Хавьера Марискаля.

Слева от Pas­seig de Colom расположено здание Главной Комендатуры порта, с испанским, а не каталонским, флагом на крыше.

В конце бульвара Колумба находится площадь Антонио Лопеса, где установлена впечатляющая 15-​метровая скульптура «Лицо Барселоны».

Слева по нашему движению на площади Антонио Лопеса стоит красивое здание Почты и Центрального телеграфа Барселоны с башенками разной высоты и испанским гербом посередине, построенное в 1927 году. Как мы потом сможем убедиться, главпочтамты в Испании во всех городах являют собой произведение искусства.

После площади Антонио Лопеса мы проехали дальше по побережью и повернули налево, вверх от моря, к парку Цитадели.

Парк Цитадели

После завершения войны за испанское наследство, длительность которой составила 13 лет, Филипп V Бурбон в 1714 году захватил Барселону. Но мятежный город удержать в своих руках было непросто, поэтому король издал указ о возведении в самом центре Барселоны крепости, артиллерийские орудия которой смотрели бы на жилые районы бедняков.

Чтобы освободить место для постройки крепости разрушили много жилых кварталов, а средства на постройку черпали благодаря введению особого налога — El Cade­stre. Поэтому, получившаяся одной из самых крупных в Европе, крепость Цитадель все время являлась для каталонцев печальным напоминанием о военном поражении и потере национальной самоидентификации.

Огромная крепость, занимавшая пространство, по размерам превосходящее две трети площади Старого города Барселоны, являлась опостылевшим знаком оккупантской власти, но снести Цитадель разрешили только в 1869 году, с оговоркой, что на этом месте будет обустроен городской парк. В настоящее время от старого фортификационного сооружения осталось немного зданий, в числе которых Арсенал, где сейчас располагается резиденция каталонского Парламента.

На конкурсе проектов будущего парка Цитадели победил архитектор Фонсере, который взял себе в помощники группу молодых талантливых мастеров, включая двух будущих модернистских гигантов Каталонии — Антонио Гауди, недавно закончившего архитектурную школу и получившего диплом, а также Луиса Доменек-​и-​Монтанера. Рука Гауди явственно чувствуется в самом значительном элементе парка, огромном фонтане Каскад (Cas­cada), с его фантастической барочной архитектурой и находящимся внутри гротом. Возможно Гауди был также причастен к дизайну решетки с шипами, находящейся на входе в Цитадель со стороны Avin­guda del Mar­quès de l’Argentera.

Парк Цитадели был избран основным местом проведения Всемирной выставки 1888 года, давшей такой же сильный толчок для развития Барселоны, как Всемирная выставка 1929 года и летние Олимпийские игры 1992 года. Для выставки было построено множество сооружений, но главными из них стали Триумфальная арка, находящаяся на входе в парк со стороны Pas­seig de Lluis Com­pa­nys, а также помещение ресторана работы Луиса Думенек-​и-​Монтанера, получившее прозвище «Замок трех драконов», являющееся предтечей всего модернизма в Каталонии.

Для обустройства зоопарка на территории Цитадели, парк вновь реорганизовали в 1892 году.

А в «Замке трех драконов» с 1920 года размещается Зоологический музей. Также на территории парка находится бывший павильон выставки, а ныне огромная стеклянная оранжерея, где выращиваются различные экзотические растения, которые не могут расти в естественных условиях климата Барселоны. В еще одном здании классического стиля расположены Геологический музей и дендрарий.

В общем, парк Цитадели — это рай для биологов и ботаников: зоопарк, зоомузей, экзотический ботанический сад и дендрарий в одном флаконе.

Так как мы направлялись снизу от моря вверх в город, то проезжали парк с тыльной стороны по направлению к парадному входу, коим является Триумфальная арка. От арки к парку ведет бульвар Льюис Компаньис, по которому мы и ехали.

Сразу же после того, как разнеслась весть о том, что Барселона станет хозяйкой Всемирной выставки 1888 года, к властям города обратился некий французский архитектор по имени Гюстав Эйфель. Он предложил возвести металлическую башню в качестве парадного входа выставки. Но местные чиновники, обсудив проект, вынесли резолюцию, что подобное странное и дорогое сооружение никоим образом не украсит вид Барселоны, и приняли решение соорудить стандартную Триумфальную арку. Архитектором стал Жозеп Виласека, который построил арку в стиле мудехар из красного кирпича, и украсил ее гербами Испании и автономных областей страны.

Другими украшениями арки являются с одной стороны — скульптура «Барселона приветствует нации», а с другой — скульптура «Вознаграждение», архитектора Джозефа Лемона. С двух сторон арки находятся скульптурные композиции, олицетворяющие промышленность и сельское хозяйство, а также искусство и торговлю. Похожее сооружение можно встретить на входе в наш ВВЦ.

А Эйфель получил разрешение на постройку своей башни к парижской Всемирной выставке 1889 года. С тех пор она там и стоит, являясь всемирной достопримечательностью.

После парка Цитадели мы проехались вдоль Готического квартала, снова, как и вчера из окна автобуса, увидели краешек Кафедрального собора, и затем окончательно покинули прибрежную зону и район Старого Города.

Объехав загруженный бульвар La Ram­bla, мы приехали на площадь Каталонии, которую Рамбла, как раз, и соединяет с площадью Врата Мира, где установлена Колонна Колумба.

Площадь Каталонии, Рамблу, Готический квартал, главпочтамт, «Лицо Барселоны», креветку и Колумба мы с Лизой посмотрели 07.10 уже не из автобуса, а в рамках нашего собственного маршрута.